Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« Великая дата России  | В начало |  Спасо-Преображенский храм села Пурех и Пуреховский краеведческий музей - как единый музейный комплекс »


Животворящий Крест Господень

В.Е.Шматов, Л.Н.Варэс

Животворящий Крест Господень - святыня
земли Нижегородской

Немногим известно, что на Нижегородской земле более 300 лет находилась одна из замечательных святынь русской православной церкви – чудотворный Животворящий Крест Господень. По преданию, этот Крест был привезен князем Д.М. Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря "… в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления"1.

Речь идет о Животворящем Кресте (трехаршинной меры) – одной из главных святынь Спасо-Преображенской церкви села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии, который составлял предмет поклонения окрестного населения и всех приходящих к нему верующих из более отдаленных мест. Больше всех паломников к Животворящему Кресту приходило из Гороховецкого уезда Владимирской губернии, из Костромской губернии, с Унжи, а "… самый большой прилив богомольцев бывал с конца мая до июля"2.

В течение многих лет пуреховский Животворящий Крест Господень ежегодно приносили в село Гордеевку на Нижегородскую ярмарку (носили его также в Горбатов, Павлово, Городец и Хохлому), "… но затем, кажется в начале 70х годов, началось в Нижегородской духовной консистории довольно "деликатного" свойства дело, по спору пуреховского духовенства с монахами Городецкого Федоровского монастыря, окончившееся тем, что ношение пуреховского креста было Синодом воспрещено 23 мая 1881 года. С тех пор он постоянно стоит в пуреховской церкви"3.

 

Часовня Спасо-Преображенской церкви села Пурех.
Фото 1950 года Н.А. Малышева
Спасо-Преображенская церковь села Пурех.
Фото 1912 года А.А. Соколова

 

Сам Животворящий Крест Господень находился в трапезной Воздвиженского придела, имел размер 3 на 2,5 аршина, общий вес серебра на нем составлял 2 пуда 10 фунтов; крест был оценен в 1800 рублей. В примечании к п. 119 написано: "Рака сделана на церковные средства". Крест-копия в храме находился около главного алтаря, имел размер 3 на 2,5 аршина, серебряный убор на нем весил 10 ¼ фунта; крест был оценен в 275 рублей. Крест-копия в часовне был без серебра и оценен в 10 рублей, размеры его указаны в п. 247 описи – 3 на 2 1/8 аршина, т.е. он был меньше по ширине Крестов в храме на 0,375 аршина.

Попробуем ответить на вопросы: почему Крестов было три, и почему Крест-копия в часовне был меньше по размерам? Вернемся к рассказу А.С. Гациского о пуреховском Кресте. Гациский говорит, что в течение многих лет пуреховский Животворящий Крест ежегодно приносили в село Гордеевку на Нижегородскую ярмарку. Кроме того, его носили и в другие населенные пункты Нижегородской губернии. Поэтому, для того, чтобы какой-то из Крестов всегда находился в храме и была изготовлена точная копия Животворящего Креста Господня, но менее богато оформленная. А для частого выноса по местным церковным нуждам была создана несколько уменьшенная (облегченная) вторая копия Креста и не украшенная серебром.

Когда были созданы копии Животворящего Креста, можно только предполагать. Выносная копия Креста, хранящаяся в часовне, могла быть изготовлена сразу же после помещения самого Животворящего Креста в Спасо-Преображенскую церковь еще при жизни князя Д.М. Пожарского. И до того, как была выстроена в ограде часовня, она могла храниться в храме. Не исключено, что этот Крест-копия мог изготавливаться несколько раз, по мере его обветшания. Копия, которая хранилась в храме, была изготовлена, очевидно, в начале XIX века, когда возникла необходимость выноса самого Животворящего Креста в другие населенные пункты Нижегородской губернии.

Обратимся теперь к печатной описи 1926 года. Минуло 7 лет, что же изменилось? Читаем опись (орфография сохранена):"… 4. На юго-восточном углу ограды пристроена часовня, в которой находится крест, копия с жив. креста, находящегося в храме села Пуреха. … 43. Позади правого клироса на задней стороне колонны в вызолоченном резном киоте с таковыми же колоннами, обложенными резьбою, стоит копия [резная] Св. Креста в медной рамке без венца и ризы. … 117. Рядом с сим иконостасом при арке резн. вызол. иконостас в средине его стоит местная чтимая Святой Животворящий Крест Господень. Плоть резная. В раке нижняя сторона медная вызолочен. боковые иверх серебряные вызолоч. с таким же венцом, весу 2 п. 10 ф. предстоящие в медных ризах вызолоченных, венцы наних серебряные не пробные". По описи 1926 года Крест-копия в храме был уже без серебра. Размеры Крестов здесь нигде не указаны. Оценка Крестов по ценам 1926 года следующая: Крест-копия в часовне не оценен, Крест-копия в храме оценен в 40 рублей, Животворящий Крест – в 25171 рубль, а резной вызолоченный иконостас, в котором стоял Крест, – в 15 рублей.

Итак, подведя итог сказанному, Крестов в Спасо-Преображенском храме села Пурех в 1919 и 1926 года было три: сам Животворящий Крест Господень, его копия в таких же размерах и уменьшенная копия, хранившаяся в часовне ограды храма. При этом сам Животворящий Крест к 1926 году сохранил свой серебряный наряд весом 2 пуда 10 фунтов.

Теперь обратимся к фотографиям. На сегодняшний день известны три фотографии Крестов: о двух из них было уже упомянуто выше, и они были каждая в свое время опубликованы. Третья фотография Креста, отснятая одним из авторов в Троицкой церкви, впервые представлена в данной работе.

Рассмотрим сначала первые две фотографии, отснятые в 1912 году, в год 300-летия освобождения Москвы от иноземных захватчиков народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским. При внимательном изучении деталей Крестов по этим фотографиям можно увидеть, что фотохудожниками сфотографированы два разных Креста. Об этом свидетельствует ряд существенных отличий у Крестов, а именно: 1) Венцы над головой Спасителя разного орнамента; 2) Разный орнамент и на самих Крестах, причем на фото Соколова он более четкий и выполнен более тщательно; 3) На фото Дмитриева у Спасителя четыре валика волос на плечах, на фото Соколова – только три; 4) "Перчатки" на руках Спасителя на фото Дмитриева и на фото Соколова – разной проработки и скошены у запястий под разными углами; 5) Разное выражение лица Спасителя, но более ясно и четко проработаны черты лица на фото Соколова; 6) Более четко на фото Соколова проработана и грудная клетка; 7) Внутренние валики волос на плечах на фото Соколова расположены симметрично относительно грудной впадины, на фото Дмитриева – ассиметрично; 8) Набедренная повязка на фото Дмитриева – резная, на фото Соколова – из материи, с орнаментом по низу, соответствующему орнаменту по краю самого Креста; 9) "Носки" на ногах Спасителя разные – у Соколова пальцы на левой ноге проработаны более тщательно; 10) Правая ступня Спасителя на фото Соколова расположена симметрично между нижней поперечиной Креста и нижней торцевой частью, на фото Дмитриева – асимметрично, ближе к нижней торцовой части; 11) Соотношение длины размаха рук к расстоянию (высоте) от макушки головы до правой пятки у распятий разное: на фото Дмитриева – 0,95, на фото Соколова – 1,02 (у человека это соотношение, как правило, больше 1,0). Тогда, если это два разных Креста, а это совершенно очевидно, то один из них - копия, а другой – оригинал. Но какой из них? Попробуем ответить на этот вопрос в рамках имеющегося у нас на сегодняшний день источникового материала.

 

 

Открытка 1912 года с изображением Животворящего Креста Господня. Фотограф А.А. Соколов.
 
Копия Животворящего Креста Господня из Спасо-Преображенской церкви села Пурех. Фото 1912 года М.П. Дмитриева

 

Сначала рассмотрим задачи, которые были поставлены перед фотографами. М.П. Дмитриев снимал Животворящий Крест по заданию НГУАК для юбилейного сборника, который был опубликован в XI томе трудов НГУАК в 1912 году. Конечно, он должен был фотографировать не копию Креста, а оригинал. Но надпись под фотографией Дмитриева гласит: "Крест в церкви села Пуреха Балахнинского уезда Нижегородской губернии, по преданию принесенный Князем Дмитрием Михайловичем Пожарским из Соловецкого монастыря". В надписи нет слов "Животворящий" и "Господень". А это дает основание предположить, что по какой-то причине Дмитриев, или один из его учеников, сфотографировали все же не оригинал, а копию Животворящего Креста Господня. Поэтому и обозначили фотографию в трудах НГУАК просто словом "Крест". А.А. Соколов отснял Животворящий Крест или по заданию настоятеля Спасо-Преображенского храма села Пурех, или с благословения епархиального начальства для изготовления открытки в честь 300-летия победы народного ополчения над иноземными захватчиками. И поскольку цель открытки – дать верующему благословение от Животворящего Креста Господня (открытка так и называется: "Благословение от Св. Животворящаго Креста Господня находящагося в с. Пурехе Балахнинского уезда Нижегородской губернии"), то Соколов просто был обязан отснять сам Животворящий Крест, а не его копию. Эта открытка впоследствии продавалась или просто распространялась среди прихожан Спасо-Преображенского храма и его гостей. У нас имеется оригинал этой открытки, сохранившийся у одного из жителей села Пурех.

И еще одно немаловажное обстоятельство говорит в пользу того, что на фото Соколова изображен сам Животворящий Крест Господень, а не его копия. По преданию, о котором мы уже говорили, Животворящему Кресту в 1912 году должно было исполниться 432 года – весьма большой возраст даже для такого крепкого дерева, как гранатовое, из которого он был изготовлен. И, конечно, время должно было наложить на него свой отпечаток. Внимательно вглядываясь в снимок Соколова, можно увидеть, что Крест, изображенный на нем, подвергся довольно сильно воздействию времени, особенно это видно по рукам Спасителя. Они как бы "изъедены" временем – бугристые, все в оспинах и шишечках. На фотографии Дмитриева руки Спасителя выглядят куда лучше, они как бы даже отполированы. И это не противоречит логике, так как копия Животворящего Креста могла быть изготовлена, как мы уже говорили, в начале XIX века, поэтому она и должна была сохраниться значительно лучше, чем оригинал.

Окончательное же решение о том, на какой из этих двух фотографий изображен сам Животворящий Крест Господень, а на какой – его копия, можно принять только тогда, когда появится возможность провести углеводородный и рентгеноструктурный анализ древесины, из которого сделано распятие Спасителя, определив ее марку и вероятный год изготовления Креста.

Теперь попробуем ответить на вопрос, а какое распятие Иисуса Христа на кресте находится в высоковской Троицкой церкви Нижнего Новгорода? Как мы уже говорили, прихожане села Пурех уверены, что в Троицкой церкви находится пуреховский Животворящий Крест Господень. Об этом писал в свое время и пуреховский краевед, художник А.Д. Терентьев, ныне покойный10. Поддержал в свое время мнение пурешан и Терентьева и один из авторов этой работы11. Но пуреховский ли там Крест и какой из трех? Дело в том, что до изучения описей церковного имущества никому и в голову не приходило, что Крестов-то в Спасо-Преображенской церкви было три: оригинал и две копии. И лишь наша работа с архивными документами позволила уяснить это.

 

Копия Животворящего Креста Господня, находящаяся в
Высоковской Троицкой церкви Нижнего Новгорода. Фото 2005 года В.Е. Шматова

 

Сравнивая фотографию Креста из Троицкой церкви с фотографиями Дмитриева и Соколова, и изучив особенности элементов резного распятия на всех трех фотографиях по отношению друг к другу, а также сравнив соотношение размеров распятий, можно придти к заключению, что все элементы и параметры размеров распятия из Троицкой церкви идентичны элементам и параметрам размеров распятия на фотографии Дмитриева за исключением одной детали. На фото Дмитриева у Спасителя четыре валика волос на плечах – по два с обеих сторон головы, а на фото из Троицкой церкви только три валика – один валик на правом плече отсутствует, Что, впрочем, можно объяснить его утерей в результате отсутствия условий надлежащего хранения распятия в 30-40е годы ХХ столетия12. К сожалению, мы ничего не сможем сказать о самом кресте, на котором было закреплено распятие из Троицкой церкви. Он не сохранился, в виду чего священнослужители Троицкой церкви поместили распятие во вновь изготовленную деревянную раку в виде креста. Поэтому сравнивать мы можем только элементы и параметры размеров самого распятия.

Идентичность распятия на фото Дмитриева и распятия в Троицкой церкви подтверждается следующими признаками: 1) соотношение длины размаха рук к расстоянию (высоте) от макушки головы до правой пятки у обоих распятий равно 0,95; 2) пропорции других размеров обоих распятий так же совпадают; 3) в мельчайших деталях совпадает резьба на набедренных повязках; 4) у обоих распятий на животе имеется трещина, которая идет от середины правой грудной клетки через пупок к паховой части. Обе трещины абсолютно идентичны. По нашему мнению, наличие вышеназванных идентичных признаков свидетельствует о полной идентичности распятия в Троицкой церкви с распятием, изображенным на фотографии М.П. Дмитриева.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что в высоковской Троицкой церкви Нижнего Новгорода находится копия с распятия Животворящего Креста Господня, ранее находившаяся в Спасо-Преображенской церкви села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Окончательный вывод можно сделать лишь после проведения древесиноведческой экспертизы на предмет определения марки дерева, из которого изготовлено распятие, и года его изготовления.

Примечания

1. А.С. Гациский. Нижегородский летописец. Н.Новгород, 2001, стр. 419.

2. Там же, стр. 423.

3. Там же, стр. 424.

4. В.Е. Шматов. Пурехъ, Киров, 2004, стр. 93-101.

5. Там же, стр. 54.

6. Там же, стр. 54.

7. Труды НГУАК (Нижегородская губернская архивная комиссия), т. XI. Н.Новгород, 1912, стр. 320.

8. ГУ ГАНО № 3, гор. Балахна. Фонд № 106, опись 1, дело 87, листы 98-107.

9. ГУ ГАНО № 3, гор. Балахна. Фонд № 118, опись 1, дело 195.

10. А. Терентьев. Крест Господен. Районная газета "Знамя" от 25.05.1991 г. Чкаловск.

11. В. Шматов. Святыня земли Нижегородской. Районная газета "Знамя" от 02.11.2004 г. Чкаловск.

12. После закрытия Спасо-Преображенской церкви в 1937 году вся церковная утварь была из нее вывезена и после открытия Троицкой церкви в 1940х годах Крест из села Пурех оказался в ней. Но год его поступления в Троицкую церковь неизвестен. Неизвестно также, откуда Крест поступил.

Статья опубликована в октябре 2006 года в журнале ″Нижегородская СТАРИНА″, выпуск 12. Оригинал статьи можно посмотреть здесь.


Опубликовано на сайте - 25.01.11

« Великая дата России  | В начало |  Спасо-Преображенский храм села Пурех и Пуреховский краеведческий музей - как единый музейный комплекс »


Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS