Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« Герой нашего Отечества  | В начало |  Животворящий Крест Господень »


Великая дата России

В.Е.Шматов

Великая дата России

Приближается великая дата в истории России – 400-летие освобождения нашего отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году. Годы их властвования в России в 1605 – 1612 годах получили название эпохи Смутного времени. Эпохи, которая, вслед за угасанием старинного рода великих государей российских – Рюриковичей, дала России династию царей Романовых и ярчайшего ее представителя – Великого Петра. Однако не цари спасли нашу Родину от нашествия иноземных захватчиков, а народное ополчение, в которое вошли представители всех сословий государства Российского – крестьяне, мещане, купечество, мастеровые люди, служилое дворянство, знать и духовенство. Возглавили ополчение нижегородский гражданин, земский староста Козьма Минин, и военачальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Эпохе Смутного времени предшествовали следующие события. В 1584 году на российский престол вступил Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Во время его непродолжительного царствования (1584 - 1598) был убит в Угличе малолетний царевич Дмитрий, его родной брат, по тайному повелению боярина Бориса Федоровича Годунова, на родной сестре которого был женат Федор Иоаннович. После смерти бездетного царя его жена царица Ирина Федоровна отреклась от престола и удалилась в Новодевичий монастырь. По решению духовенства, бояр и представителей граждан Москвы российским царем стал в феврале 1598 года боярин Б.Ф. Годунов. Но судьба не благоволила Годунову. Величайший голод 1600 – 1603 годов вследствие неурожая принес много бед и горя русскому народу. Только закончился голод, как на Русь пришла новая беда. Самозванец, инок Чудова монастыря в Москве, Григорий Отрепьев, выдав себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия, в 1604 году при поддержке Литвы и Польши вступил с войском на землю Русскую.

Молва о самозванце быстро разнеслась по всей России и многие из народа поверили, что царевич Дмитрий спасся. Лжедмитрий беспрепятственно дошел до Новгорода Северского, но здесь был остановлен войсками князей Трубецкого и Петра Басманова. 21 января 1605 года произошло кровопролитное сражение и отряд Лжедмитрия был разгромлен, а сам самозванец вынужден был уйти в Путивль. 13 апреля 1605 года скончался Б.Ф. Годунов и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру её последовали многие города России. Но Петр Басманов встал на путь измены и, прибыв в Путивль, поклялся в верности Лжедмитрию, назвав его царем русским. Почувствовав поддержку, самозванец отправил к жителям Москвы грамоту, в которой уверял их в своей милости. Москва, а с ней и другие города, признали Григория Отрепьева сыном Ивана Грозного и присягнули новому царю. При этом московские жители вторглись во дворец Годуновых, убили Федора Годунова и его мать, а Ксению, дочь Бориса Годунова, заставили уйти в монастырь. Лжедмитрий торжественно прибыл в Москву и, став царем Московским, вступил в брак с Мариною Мнишек, дочерью польского воеводы Мнишека Сендомирского, установив во дворце польские обычаи и порядки и отвергнув православную веру. Народ в течение года терпел бесчинства Григория и его окружения, но терпению пришел конец и 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит. Убит был и изменник Петр Басманов. Новым царем выкликнули князя Василия Ивановича Шуйского, который был венчан на царство 1 июня 1606 года.

Однако спокойствия в стране не наступило. Возникли новые упорные слухи о новом самозванце. Таковой действительно появился в Польше, Лжедмитрий II, и стал претендовать на русский престол. Его поддержал князь Шаховской, противник Шуйского, собрав немалое войско в помощь самозванцу, в основном из казаков. Казаки же Шаховского провозгласили своего претендента на царский престол – лжецаревича Петра, якобы сына Федора Годунова, хотя тот был бездетным. В это же время, воспользовавшись смутой на Руси, поднял бунт Иван Болотников и казаки Шаховского со своим претендентом пришли на помощь Болотникову. В 1607 году войска царя Шуйского осадили Калугу, где находился Иван Болотников, но были разбиты. Вскоре военачальники Шуйского, князья Голицын и Лыков, разбили мятежников и лжецаревич Петр, сам Петр Болотников, князь Шаховской и их сообщники были казнены. Однако оставался Лжедмитрий II, который при помощи поляков занял сначала Стародуб, а затем после победы 10 мая 1608 года под Болховым над войсками брата царя князя Дмитрия Шуйского, явился со своими полчищами под Москву и расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был впоследствии прозван «тушинским вором». Как писали современники тех событий, - «Москва оцепенела от ужаса. Бояре были в растерянности, народ и войско колебались». И нужно сказать, что многие города России признали Лжедмитрия II. И только Троице-Сергиева Лавра, Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, ряд сибирских городов и Нижний Новгород остались верными царю Шуйскому. Столь бедственное положение России вынудило царя Василия Шуйского прибегнуть к помощи шведов и Карл IX послал в Россию войско под предводительством Иакова Делагардия. Русские войска совместно со шведами изгнали поляков из Пскова и других городов и подошли к Москве.

Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу. Польский король Сигизмунд III решил изменить тактику захвата Москвы и России. И весной 1610 года он отрядил гетманов Жолкевского и Сапегу с войсками к Москве, которую те и окружили. Шведы же перед этим бросили русские войска и, ограбив Ладогу, ушли в Швецию. Гетманы тайно послали московским боярам письмо, в котором написали, что они пришли с намерением остановить напрасное кровопролитие. И предложили боярам вместо Шуйского избрать русским царём сына Сигизмунда III Владислава, который, по их словам, охотно примет и православную веру. Такую же грамоту прислал боярам и король Сигизмунд III. В это же время Лжедмитрий II был убит в Калуге. Большая часть бояр и москвичей поколебались в преданности царю Шуйскому и в июле 1610 года он был низложен, насильно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. Доверчивые москвичи пустили в столицу войско гетмана Жолкевского, который, установив свою власть, разогнал царскую думу и завладел казною и царскими сокровищами.

Нижегородцы не признали решения бояр призвать на российский трон сына польского короля Сигизмунда III, королевича Владислава. В январе 1611 года, утвердившись крестным целованием (клятвой) с ближайшими соседями балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за… веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских городов, в том числе Казань и Ярославль.

Одновременно с нижегородцами подобное ополчение собиралось и в Рязани под руководством талантливого военачальника Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и князь Д.М. Пожарский, который служил воеводою в городе Зарайске, назначенный туда царём Шуйским в феврале 1610 года.

В феврале 1611 года нижегородское ополчение численностью около 1200 человек под руководством воеводы князя Репина выступило на Москву кратчайшим путём через Владимир. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородцы и казанцы пришли в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Жители Москвы, узнав о пришедшем под Москву народном ополчении, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. Но те решили упредить нападение ополченцев на Москву и восстание москвичей, и 19 марта на Страстной неделе устроили в городе резню. Улицы и площади Москвы покрылись трупами и умирающими москвичами. Большая часть домов была предана огню. Многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Патриарх Гермоген был заключен в Чудов монастырь. На помощь москвичам поспешили ополченцы. Д.М. Пожарский со своим отрядом встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего острог на Лубянке около церкви Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, где впоследствии у него стало подворье. Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен, вынужден был отступить и укрылся в Троице-Сергиевой Лавре, откуда позднее перебрался в родовую отчину в Мугреево, а затем в Юрино, где и лечился до возглавления им в октябре 1611 года второго нижегородского ополчения. Другие отряды ополченцев боролись с поляками до начала апреля, но в итоге были разбиты и разбежались по московским предместьям. Предводитель же рязанского ополчения Прокопий Ляпунов в конце марта 1611 года пал от руки наёмного убийцы. Вернулись в Нижний Новгород и остатки нижегородского ополчения.

К лету 1611 года политическая ситуация в России стала критической. Вся юго-западная часть России была во власти поляков. Астрахань вообще была готова отделиться от России. Около Пскова злодействовали шайки поляка Лисовского. Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это Смутное для России время держались лишь Троице-Сергиева Лавра под руководством архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, да Нижний Новгород под руководством воевод Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключенный поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 года. Летом 1611 года подготовка к новому отпору полякам вновь активизировалась. С июля 1611 года Дионисий и Авраамий начали рассылать грамоты в разные города, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан России к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело. Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы переслали в Пермь. Слова святителя подняли в народе дух сопротивления иноземцам и не случайно, что первыми во весь голос об этом заговорили в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин стал поднимать народ на борьбу с чужеземными захватчиками, призывая каждого отдать часть своего имущества для снаряжения ратников. Народ внял его словам и пожертвования потекли рекой. Предстояло выбрать военачальника будущего ополчения и нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д.М. Пожарского, который в то время ещё залечивал раны, полученные им в марте 1611 года в боях на улицах Москвы. Нижегородцы посылали к Пожарскому несколько делегаций, и лишь посещение его наместником нижегородского Печёрского Вознесенского монастыря архимандритом Феодосием убедило Дмитрия Пожарского возглавить нижегородское ополчение. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1612 года. На совещании с руководителями ополчения он предложил идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, а через Кострому и Ярославль, собирая по пути людское пополнение и провиант. Ополчение выступило из Нижнего в конце февраля – начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому и Ярославль, куда ополчение пришло в конце марта 1612 года. В Ярославле ополчение вынуждено было задержаться до конца июля 1612 года, так как Пожарский получил известие, что князь Трубецкой и атаман Заруцкий присягнули новому самозванцу, беглому дьякону Исидору. В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.

28 июля 1612 года ополчение выступило из Ярославля на Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевой Лавры, а 20 августа подошло к Москве. 24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего по приказу польского короля Сигизмунда III на помощь польским завоевателям. Поляки и войска Ходкевича были на голову разбиты. Два месяца продолжалась ещё борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города, а 25 октября поляки окончательно сдались, сдав Кремль и выпустив из Кремля всех захваченных ими российских сановников. В их числе находился и будущий царь Михаил Федорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Ивановной. Отец же будущего царя, митрополит Ростовский и Ярославский Филарет, находился в это время в плену в Варшаве и освобождён был из польского плена лишь в 1619 году. 27 октября 1612 года на Красной площади у Лобного места был отслужен благодарственный молебен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Дионисием и российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605 - 1612).

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско- польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. Еще до войны с французами в России был объявлен сбор средств на возведение памятника в честь совершенного всенародного подвига в 1612 году и 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени – Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

К большому сожалению, годы Советской власти принесли забвение великим именам. В 1933 году была уничтожена великолепная мраморная часовня над гробницей князей Пожарских в Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале, уничтожен в 1936 году уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д.М. Пожарским в 1630 - 1637 г.г. на свои собственные средства в честь освобождения Москвы от поляков. Огромное спасибо правительству г. Москвы, решением которого Московский Казанский собор в 1993 году восстановлен и освящён, но имя князя Пожарского на мемориальной доске собора отсутствует. Есть и другие примеры, говорящие о том, что великие имена, связанные с событиями Смутного времени, были многие годы забыты. А нам, россиянам, ни к лицу быть «иванами, родства не помнящими».

И очень своевременно было обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 22 сентября 2004 года по первому каналу центрального телевидения от лица всех религиозных деятелей России – установить день 4 ноября (22 октября по старому стилю) всенародным ежегодным праздником народного единства.

Статья опубликована 26 октября 2004 года в газете ″ЗНАМЯ″ Чкаловского района Нижегородской области.


Опубликовано на сайте - 25.01.11

« Герой нашего Отечества  | В начало |  Животворящий Крест Господень »


Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS