Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« Суздальско-Нижегородские великие князья и их родословие. Часть I  | В начало |  Суздальско-Нижегородские великие князья и их родословие. Часть II »


История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского

В.Е.Шматов

История церквей в Нижегородской вотчине князя

Дмитрия Пожарского

C именем князя Пожарского на Нижегородской земле связано много сёл, погостов и деревень, в том числе полученных им в награду за свой героический подвиг в 1612 году по «очищению Москвы» от нашествия иноземных захватчиков. Все земли, принадлежавшие князю в Нижегородском уезде, находились в двух волостях: старинной родовой вотчине князей Пожарских, Жарской [1], которая перешла ему по наследству, и Пурецкой [2], пожалованной Дмитрию Пожарскому в вотчинное владение царем Михаилом Федоровичем Романовым после восшествия его на престол в 1613 году [3]. Общая площадь пахотных земель с пустошами, не считая лесных и сенокосных угодий, полученных князем в Пурецкой волости, составляла 3580 четей [4]. По инициативе Пожарского эти земли начали быстро заселяться жителями из соседних уездов, в первую очередь Суздальского, где у него также были родовые и пожалованные вотчины и поместья [5].

В числе поселений, полученных Д. М. Пожарским в Нижегородском уезде, значилось всего два села — Крапивинское (Крапивино) и Вершилово ( погост Вершилов). Да было ещё родовое сельцо Юрино в Жарской волости. По причине того, что князь на пожалованных ему вотчинных землях «собственным иждивением» построил более десятка церквей, — образовались новые сёла с деревнями, починками и пустошами. В их числе — Михайловское, Кубенцево, Бурцево, Покровское (Милино) и погост Суковатов. Кроме того, Д. М. Пожарским были перестроены уже существовавшие в селах церкви: Рождества Пресвятой Богородицы в Крапивине, Никольская в Вершилове и Преображенская в Юрино (до настоящего времени не сохранилась).

По мнению одного из биографов Пожарского — церковного историка С. К. Смирнова (05.09.1818 —16.02.1889), члена-корреспондента Императорской академии наук, ректора Московской духовной академии (1878–1886), а с ним были единодушны и другие биографы, — «Благочестие и набожность — исконные черты в характере наших предков — глубоко были посеяны в сердце Князя. Без молитвы он не предпринимал никакого дела <…> Как он живо сочувствовал интересам религиозным, доказательством служит его граммата к Казанскому Митрополиту. В ней он ясно высказал ту мысль, что без предстоятеля Церкви нельзя предпринимать подвига освобождения отечества…» [6].

Рассмотрим, какие же церкви построил и восстановил князь Д. М. Пожарский на своих нижегородских вотчинных землях.

Макарьевский мужской монастырь и церковь Преображения Господня в селе Пурех Чкаловского района

В описи нижегородских владений Д. М. Пожарского из писцовой книги 1621 – 1624 годов сказано: «Боярин же князь Дмитрей Михайлович в вотчине своей, в Пуретцкой же волости на вотчинной пустоши Петряевской поставил монастырь преподобнаго Макария Желтовотцково собою, а на монастыре церковь Преображения Христова да два предела: предел Макария чудотворца да предел Еуфимия суждальскаго, древена, верх шатром, а в церкве и в пределах все церковное строенье ево, вотчинниково, боярина князя Дмитрея Михайловича. А на монастыре святые ворота, а ограда в заметь, да две кельи игуменских да 8 келей братцких, да хлебня, да поварня, да напогребица, поставление боярское.

А под монастырем пашни монастырские, а пашут детеныши, середние земли с новолесною розчистью 15 чети в поле, а в дву потому ж. Да к монастырю боярин князь Дмитрей Михайлович дал на монастырское строенье игумену и братье и служебником на пропитание из ево ж вотчинной земли Пуретцкие ж волости из старых деревень» [7].

Из описания в писцовой книге следует, что первоначально и монастырь, и церковь были построены деревянными. При этом церковь Преображения Христова имела только три придела. Время постройки монастыря и церкви можно датировать периодом 1614–1620 гг. Позднее князь построил Преображенскую церковь каменной, пятипрестольной, добавив к трем уже существовавшим престолам еще два: во имя Успения Пресвятой Богородицы и чудотворца Александра Свирского, расположив их в «исподи», нижнем ярусе церкви.

Вот как об этом записано в Отдельных нижегородских книгах Никиты Доможирова да подъячего Ивана Михайлова 3 июля 1647 года: «Отделено стольнику князю Ивану Дмитриевичу Пожарскому в вотчину по полюбовному разделу: Монастырь Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца на пустоши Петряевской <…>, а в монастыре церковь каменная Преображения Христова с папертьми о пяти верхах, не освящена; а в церкве два придела, придел Еуфимия Суждальскаго чудотворца освящен, да придел Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца не освящен; да в исподи церковь с трапезою Успения Пресвятыя Богородицы, да придел Александра Свирскаго чудотворца не освящен, да к церкве приделана колокольня каменная верх шатром, а на ней колокол благовестной весом 40 пуд, да одиннадцать колоколов средних и малых, а в церквах и приделах Божие милосердие и церковные утвари и строение боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго, да около монастыря ограда рублена в стены по городовому, да в монастыре ж две келлии игуменских, да семь братских, да хлебня, да поварня, да под монастырем слободка, а в ней двор конюшненой, живет ясельничий Ефремко Володимеров, да два скотных, да 13-ть дворов бобыльских, людей четыре человек» [8].

Каменная церковь состояла из пятиглавого двухстолпного храма, перекрытого сложной системой сводов, покоящихся на разновысоких подпружных арках. Из пяти глав световыми являлись три — центральная и две западных. По второму ярусу с трёх сторон проходила галерея-паперть, на которую вели крыльца. С северо-западной стороны к церкви примыкала шатровая колокольня. По мнению архитекторов, обследовавших церковь, церковь была построена каменной ещё при жизни Д. М. Пожарского [9], что сходится со сведениями, приведенными в других источниках, и с мнением автора, много раз осматривавшего церковь.

В связи со смертью Пожарского в 1642 году земли Макарьевского монастыря в 1647 году были разделены между его наследниками [10]. В том же году Преображенской церкви был выдан антиминс и она, оставаясь монастырской, вошла в число приходских церквей Пурецкой волости под названием церкви Макария чудотворца [11]. При Иване Дмитриевиче Пожарском в период с 1647 по 1654 год к церкви Преображения Господня были пристроены дополнительно еще три придела: святого Иоанна Предтечи, святых отцов Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, святых преподобных жен Марфы и Параскевы [12]. Таким образом, уже во 2-й половине XVII века церковь Преображения Господня имела восемь престолов: шесть в верхней церкви и два — в нижней. В 1654 году церковь переосвятили с первоначальным названием Преображение Господне, которое уже не менялось до настоящего времени.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Пожарского в 1668 году, который дослужился до чина окольничего, бывшие земли Макарьевского монастыря с деревнями и пустошами перешли к его жене, Прасковье Михайловне, которая, в свою очередь, передала их в качестве приданого дочери, Аграфене Ивановне, вышедшей замуж за стольника князя Дмитрия Алексеевича Голицына. В марте 1672 года по указу царя Алексея Михайловича была учреждена Нижегородская епархия, и Макарьевский монастырь со всеми его землями и деревнями вошел в состав епархии под названием Преображенского Макарьевского монастыря, чтобы отличить его от собственно Макарьевского монастыря, находящегося на берегу Волги против села Лыскова.

По прошению правнучки Дмитрия Михайловича Пожарского (дочери Дмитрия Алексеевича Голицына), вдовы кравчего Прасковьи Дмитриевны Нарышкиной, приписка монастыря к Нижегородской епархии была отменена 20 октября 1693 года царской грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей [13]. Сам монастырь был упразднен, а его земли, угодья и деревни были возвращены как наследные Прасковье Дмитриевне, которая в 1694 году вторично вышла замуж — за фельдмаршала князя Аникиту Ивановича Репнина [14]. Первый муж Прасковьи Дмитриевны, кравчий Федор Кириллович Нарышкин, был родным дядей Петру Великому, первому императору Российского государства. От Прасковьи Дмитриевны Репниной и пошёл знаменитый род Репниных.

С упразднением Преображенского Макарьевского монастыря его церковь в честь Преображения Господня в конце XVII века окончательно получила статус приходского храма. Около церкви уже к середине XVII века образовалась обширная слободка, получившая по монастырю название Макарьевской и носившая его до конца XVIII века. В начале XIX века Макарьевская слобода получила статус села, которое стали сначала называть Макарий — Пурих созвучно с Пурецкой волостью, а впоследствии просто Пурихом (после 1917 года — Пурехом). Сам князь Д. М. Пожарский уделял особое внимание Макарьевскому монастырю среди других построенных им многочисленных храмовых сооружений. И князем, и членами его семьи были сделаны многочисленные вклады в Макарьевский монастырь. Наиболее значимыми являлись следующие реликвии [15].

Реликвии, подаренные Макарьевскому монастырю самим князем Д. М. Пожарским:

1) Знамя Нижегородского ополчения, которое хранилось в Спасо-Преображенской церкви Макарьевского монастыря около двухсот лет и было взято в 1812 году по Указу императора Александра I в московское ополчение в период войны с французами и возвращено в церковь в 1813 году. Затем в 1827 году по Указу императора Николая I знамя нижегородского ополчения из Спасо-Преображенской церкви было передано на постоянное хранение в московскую Оружейную палату, а для церкви были изготовлены в 1828–1829 годах две его копии [16]. До 1937 года обе копии знамени хранились в нижней, Успенской церкви Спасо-Преображенского храма. Сегодня судьба их неизвестна. Подлинник знамени по настоящее время хранится в московской Оружейной палате в Кремле.

2) Чудотворный Животворящий Крест Господень — «Распятие Иисуса Христа на древе, обложенном серебряною оправою, мерою в длину трех аршин, которое по устному преданию принесено князем Пожарским из Соловецкаго монастыря по случаю моровой в его имении язвы <…> Другое предание говорит, что этот крест сделан был прежде нашествия татарского, но где именно неизвестно, что во времена разгрома Батыева этот крест Русские затопили в болоте, чтобы он не достался в руки идолопоклонников, что князь Пожарский, будучи на охоте, нашел этот крест. Эта святыня считается чудотворною» [17]. Слава о Чудотворном Животворящем Кресте Господнем из села Пурех шла не только по Нижегородской земле, но и по всем окрестным губерниям. В Спасо-Преображенском храме хранилась и копия Животворящего Креста Господня. Сегодня она по счастливой воле случая находится в церкви Живоначальной Троицы Нижнего Новгорода [18]. Судьба подлинника Креста неизвестна.

3) Владимирская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, находившаяся при князе Д. М. Пожарском в походе 1612 года по освобождению Москвы. Судьба иконы неизвестна.

4) Октоих начала XVII века, четырех гласов, рукописный. Судьба октоиха неизвестна.

5) Две польские орденские ленты, одна красная, другая синяя, воинская добыча Д. М. Пожарского в войне по освобождению Москвы. Судьба лент неизвестна.

6) Казанская икона Божией Матери, шитая по жёлтому атласу княгиней Прасковьей Варфоломеевной, первою супругой князя Д. М. Пожарского. Судьба иконы неизвестна.

Реликвии, подаренные Макарьевскому монастырю членами семьи Д. М. Пожарского и его дворовыми людьми:

1) Напрестольный, со святыми мощами, крест из неизвестного дерева в серебряной позолоченной оправе чеканной работы, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в октябре 1634 года по жене своей Настасье Григорьевне. Судьба креста неизвестна.

2) Напрестольное Евангелие в серебряной оправе, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в декабре 1635 года по матери Прасковье Варфоломеевне, по брату Федору и жене Настасье Григорьевне. Судьба Евангелия неизвестна.

3) Серебряное чеканное кадило, подарок сына Д. М. Пожарского Петра в 1640 году по матери Прасковье Варфоломеевне. Судьба кадила неизвестна.

4). Паникадило медное, подарок второй супруги Д. М. Пожарского, княгини Феодоры Андреевны, в мае 1635 года. Паникадило находится в фондах Московского государственного исторического музея (МГИМ).

5) Паникадило медное, подарок дворовых людей Д. М. Пожарского в мае 1640 года. Паникадило находится в фондах МГИМ.

6) Колокол медный весом семь пудов, подарок от имени умершего младенца Василия, сына Петра Дмитриевича Пожарского, в ноябре 1640 года. Колокол находится в историческом музее города Городца Нижегородской области.

7) Минея служебная, московской печати, без выхода, подарок сына Д. М. Пожарского князя Ивана и его жены княгини Прасковьи Михайловны в марте 1654 года. Судьба минеи неизвестна.

8) Служебник, без двух начальных листов, подарок сына Д. М. Пожарского князя Ивана в марте неизвестного года по дочери, младенцу Мавре. Судьба служебника неизвестна.

9) Октоих начала XVII века, восьми гласов, рукописный, подарок некоего Василия Дубровского в 1654 году. Написан в 1605 году монахами Богородицкого монастыря города Старицы иноком Феодосием и священноиноком Дионисием. Судьба октоиха неизвестна.

Здесь же следует отметить, что в Государственном историческом музее в настоящее время хранятся и находятся в экспозиции подлинная парадная сабля Д. М. Пожарского, его личное Евангелие и подлинная дверь начала XVII века из нижней Успенской церкви храма Преображения Господня Макарьевского монастыря села Пурех.

В описи церковного имущества, сделанной в мае 1923 года Пуреховским волостным сельским советом совместно с церковным Советом Спасо-Преображенской церкви, значится колокольня с десятью колоколами. Благовестный (Большой) колокол весил 740 пудов 20 фунтов — 11 тонн 848 кг. Общий вес всех десяти колоколов составлял 23 тонны 342,4 кг. По распоряжению губернских властей все колокола в 1935 году были сброшены с колокольни и увезены в переплавку.

До наших дней не дошло сведений, перестраивалась ли Спасо-Преображенская церковь в XVIII веке. Однако известно, что в 1837–1839 годах церковь была зарисована архитекторами братьями Чернецовыми, а в 60-х годах XIX века ее исследовал нижегородский архитектор академик Л. В. Даль. В результате капитальной перестройки церкви в 1875–1880 годах были разобраны древние галереи-паперти, шатровая колокольня и крыльца. С западной стороны пристроена обширная трапезная с трёхъярусной колокольней в псевдорусском стиле. С северной стороны на месте разобранного придела Иоанна Предтечи был построен новый придел, значительно шире прежнего [19].

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Спасо-Преображенская церковь в селе Пурех значится как «церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построена, а трапеза в 1879 г., семипрестольная. Примечателен животворящий Крест Господень».

Сегодня бывшая монастырская церковь во имя Преображения Господня, расположенная в центре старинного села Пурех Чкаловского района, является уникальным историко-архитектурным памятником XVII–XIX веков. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327 и Указу Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176, Спасо-Преображенский храм включен как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области.

В 1993 году Спасо-Преображенская церковь была передана госорганом охраны объектов культурного наследия по Приволжскому федеральному округу в бессрочное безвозмездное пользование Нижегородской епархии, в результате чего между госорганом охраны и православной общиной Спасо-Преображенской церкви 01.12.1997 г было заключено охранное обязательство № 215к.

Спасо-Преображенская церковь используется в настоящее время для проведения церковных служб и отправления церковных обрядов, а также для проведения экскурсий совместно с пуреховским музеем «Нижегородские вотчины князя Д. М. Пожарского».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Крапивино

Предполагаемое нами первоначальное время постройки церкви — вторая половина ХIV века, то есть тогда, когда было образовано само село Крапивино. а оно, согласно нашей гипотезе, возникло при заселении нижегородских (низовских) земель выходцами из Суздальского княжества еще при великих Суздальско-Нижегородских князьях Константине Васильевиче, Андрее Константиновиче и Дмитрии Константиновиче. В первой половине XVII века, когда селом владел князь Д. М. Пожарский, Рождественская церковь была перестроена. Впервые она упоминается в 1628 году в перечне приходских церквей Балахнинской десятины как действующая приходская церковь: «Рождество Пречистые Богородицы в вотчине боярина князя Димитрия Михайловича Пожарскаго в Пурецкой волости в селе в Кропивенскомъ» [20] После смерти Д. М. Пожарского село Крапивино с его приходскими деревнями перешло в поместное владение его второй жене, Феодоре Андреевне (урождённой княжне Голицыной), а после её кончины в 1651 году — в вотчинное владение князя Семёна Романовича Пожарского в 1653 году [21].

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год в селе Крапивине значатся две церкви: одна церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1854 году, двухпрестольная; вторая церковь, во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, построена в 1864 году, однопрестольная.

В описи церковного имущества за 1926 год Пуреховского волостного сельского совета в селе Крапивине так же значатся оба храма:

а) холодный храм с двумя престолами: первый престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй престол — в честь святой мученицы Параскевы Пятницы;

б) теплый храм с колокольней с престолом в честь святителя и чудотворца Николая.

Согласно Постановлению Законодательного собрания Нижегородской области от 16.09.1999 г. № 286 церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Крапивине отнесена к памятникам регионального значения и внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области.

В настоящее время здания церкви Рождества Пресвятой Богородицы находятся в ведении нижегородского завода им. Фрунзе.

Церковь в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в селе Вершилове

Получив в вотчинное владение погост Вершилов, князь Пожарский решил построить в нём свою боярскую усадьбу, так как его родовое имение в селе Юрино порядком обветшало за более чем двухсотлетний период своего существования. В погосте уже имелась «…церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, ветха, мирское строенье» [22]. Поскольку прихожанами храма были жители многих окрестных деревень, штат ее священнослужителей состоял из шести человек. Все они жили недалеко от села, в старинной церковной деревеньке Трубникове (в настоящее время не существует). Учитывая ветхость церкви в описываемый период времени, первоначальную ее постройку можно отнести не позднее, чем к началу XVI века. При церкви имелась богадельная изба и восемь келий нищенствующих старцев.

Во владении церкви Николая чудотворца находилось: 52 чети пахотных земель при селе Вершилове, 64 чети старинных церковных земель при деревне Трубникове, 40 четей при деревне Уркове. Кроме того, церкви принадлежала сама деревня Урково (бывшая пустошь Урковская по выписи 1595 года) с шестью крестьянскими дворами, лесные и сенокосные угодья с 80 копнами сена, в их числе, «на отхожем лугу на Волге реке, против Городца на острову на Дубенце 40 же копён» [23]. Несомненно, что, получив погост Вершилов в вотчинное владение, князь Пожарский наделил церковь Николая Чудотворца пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями и заселил крестьянами пустошь Урковскую, передав ее в церковное владение. Позднее князь начал перестройку ветхой Никольской церкови, которую завершил уже после смерти князя его сын Иван. В 1653 году село Вершилово перешло в вотчинное владение новому хозяину, боярину князю Василию Петровичу Шереметеву, и Никольскую церковь переосвятили в собор Иоанна Предтечи [24].

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Никольская церковь в селе Вершилове значится под названием Преображения Господня, трёхпрестольной, каменной, с годом постройки 1835. Престолы: Преображения Господня, Никольский и Предтеченский.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 179 Преображенская церковь в селе Вершилове включена как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации по Нижегородской области.

В настоящее время Преображенская церковь находится в ведении местной православной общины и в ней проводятся реставрационно-восстановительные работы.

Церковь Воскресения Христова в селе Вершилове

Одновременно со строительством обширной боярской усадьбы в селе Вершилове, князь Пожарский построил для её жителей и отдельную церковь Воскресения Христова. Усадьба была построена с большим размахом. Она состояла из 50 дворов, включая двор самого князя, двор его приказчика, Селчюка Чортова, 32 двора деловых людей, в числе которых были конюхи, кузнецы, плотники, ювелиры, пивовары, псари, егеря (медведчики), скоморохи, дружинники; 16 дворов было бобыльских (не имевших земельного надела) [25]. На сегодняшний день подворье семьи Пожарских в селе Вершилове не сохранилось. Что касается боярской усадьбы, то рядом с селом сейчас находится деревня Боярская. Название деревни позволяет предположить, что на ее месте и располагалась усадьба князя.

Однако в связи со строительством усадьбы возникают важные вопросы. Почему князь Пожарский, имея родовое имение в селе Мугреево (Волосынино) Суздальского уезда, заново строит огромную, иначе и не назовёшь, боярскую усадьбу именно в Нижегородском уезде и недалеко (в 15 километрах) от старинного родового имения князей Пожарских, находящегося в селе Юрино? Почему он строит именно в Нижегородском уезде, опять-таки недалеко от своего родового села Юрино, большой Макарьевский монастырь, который он особо выделяет среди других построенных им храмовых сооружений? Почему царь Михаил Фёдорович Романов награждает его (напрашивается мысль: а не по просьбе ли самого Пожарского?) большими земельными владениями именно в Пурецкой волости Нижегородского уезда, которая примыкает к его родовой Жарской волости? Ответ напрашивается сам собой. По нашему мнению, именно потому, что эта местность была близка и дорога ему, ибо князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился здесь — в старинном родовом имении князей Пожарских в сельце Юрино Нижегородского уезда.

Мне могут возразить: если это так, то почему же он не возродил вновь своё родовое гнездо в Юрино? Ответ прост. Во-первых, во времена Дмитрия Михайловича Пожарского сельцо Юрино находилось в удалении от торговых дорог, в то время как село Вершилово стояло вблизи дороги, известной в те далекие времена под названием «балахонка», которая соединяла через Балахну Нижний Новгород с Суздалем, Владимиром и Ярославлем. На этой же дороге князь построил и Макарьевский монастырь. Во-вторых, Юрино расположено на небольшом суходоле в окружении лесов и болот. С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает надежную защиту усадьбы от непрошеных гостей. Но в тоже время такое расположение усадьбы сильно затрудняет общение ее жителей с окружающим миром.

И еще одно обстоятельство указывает на то, что Д. М. Пожарский родился именно в Юрино, а не в каком-либо другом месте. Когда знаменитый нижегородский краевед XIX века а. С. Гациский по просьбе известного историка академика И. Е. Забелина посетил в 1889 году родовые суздальские вотчины князей Пожарских в Мугреево и Нижнем Ландехе, то он не получил никаких подтверждений даже о каком-либо пребывании князя Д. М. Пожарского в этих местах [26], не говоря уже о том, что князь когда-либо жил в этих вотчинах со своей семьей. В Юрино же, куда Гациский приезжал в мае 1887 года, он получил множество сведений о проживании семьи князя в этом имении [27].

С таким же размахом, как и свою боярскую усадьбу, построил князь в селе Вершилове и церковь Воскресения Христова. Вот как об этом сказано в описи из писцовой книги 1621 — 1624 годов: «…церковь Воскресения Христова древяна верх шатром, о трёх верхах с папертми, а в церкве два предела: предел Пречистые Богородицы Казанские иконы, да предел преподобных отец Зосимы и Саватея, Соловетцких чудотворцов, да на наверху, на полатех два предела: страстотерпца Христова Димитрея Селунскаго да святаго мученика Феодора Тирона.

А в церкве Воскресения Христова и в пределах деисусы и праздники и пророки и местные образы. А местных образов Воскресения Христова: образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ Введения Пречистые Богородицы, образ Николы чудотворца, образ Макария, чудотворца Желтоводцкаго, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов, образ Димитрея Селунскаго чудотворца, образ Феодора Тирона, да 3 образа окладных: образ Воскресение Христово, образ Пречистые Богородицы, образ Изосима и Саватея, Соловетцких чудотворцов.

Да вверху на полатех, в пределе: образ окладной Димитрея Селунскаго чудотворца, да книг: три Евангелия напрестольных, одно окладное, Апостол печатной, два на десять Миней месячных, Охтай печатной, две Треоди печатные, два Пролога писменые, Минея печатная, служебник печатной, Трефолой писменой, Полууставье печатное, печать литовская, три сосуды церковные белые, двои ризы: одне камчатые, а другие бархатные, три свечи поставные болшие.

Да на колоколнице восемь колоколов: колокол болшой Благовестной, весу 32 пуда, а в тех колоколех весу не ведомо. Паникадило медное болшое, 3 паникадила малых деревянных.

А в церкве Воскресенье Христово и в пределах образы и книги и ризы и сосуды церковные и всякое церковное строенье и церковь и на колоколнице колокола — строенье все вотчинниково, боярина Димитрея Михайловича» [28].

Церковь Воскресения Христова — единственная пятипрестольная двухэтажная деревянная церковь среди многих храмовых сооружений, которые построил князь Пожарский. В последующие годы своей жизни он ничего подобного этой церкви уже не строил, что говорит об очень трепетном отношении князя к этому храму. Церковь была построена в первую очередь как домовая, семейная и только уже после смерти князя она стала приходской.

Описание церкви замечательно тем, что из него видно, каких святых почитал князь и его семья. Казанская икона Божией Матери сопровождала князя и Нижегородское народное ополчение в их героическом походе на Москву по освобождению Московского государства от литовско-польских захватчиков. Князь очень почитал Соловецких чудотворцев, не раз посещал Соловецкий монастырь и даже привез из него в 1606 году знаменитый Животворящий Крест Господень. Примечательно и то, что только два придела в церкви посвящены семейно почитаемым святым и помещены отдельно от других «на полатех» (втором этаже) — это приделы великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Тирона, что не случайно. В честь Димитрия Солунского дали светское имя самому князю (крестильное имя князя — Косма), а в честь Феодора Тирона был назван его любимый сын Фёдор, умерший в 1632 году. Но почему именно эти семейные приделы были сделаны в усадебной церкви? По нашему мнению потому, что только двое из семьи князя Д. М. Пожарского родились в этой местности (в родовой усадьбе Юрино) — сам князь и его старший сын Фёдор.

К большому сожалению, церковь Воскресения Христова в селе Вершилове не сохранилась. Последний раз она упоминается в 1654 году как приходская церковь [29].

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Юрино

Вскоре после изгнания литовско-польских захватчиков из Москвы и всенародного избрания нового Московского государя, Михаила Фёдоровича Романова, Дмитрий Михайлович Пожарский строит в своём родовом имении Юрино в 1614–1615 гг. деревянную однопрестольную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Князь уже в то время особенно почитал эту икону, которая, как считал он и многие его современники, помогла Нижегородскому народному ополчению в освобождении Москвы. Явленная в Казани 8 июля 1579 года чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по приказу Патриарха Московского и всея Руси Гермогена в начале 1611 года была прислана из Казани в войска первого народного ополчения, стоявшие под Москвой. Находилась она при одном из военачальников ополчения, князе Д. Т. Трубецком. В марте 1612 года Трубецкой за ненадобностью отправил икону в сопровождении казанского духовенства обратно в Казань, через Ярославль, где и состоялась её нечаянная встреча с воинами второго народного ополчения, основу которого составляли нижегородцы.

По настоянию князя Пожарского, руководителя ополчения и «совета всей земли», явленную Казанскую икону оставили в ополчении, а список (копию) с неё богато украсили драгоценными каменьями и с почётом отправили в Казань [30]. После победы ополчения Пожарский поместил эту икону в свою московскую церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы (сейчас не существует), построив для неё специальный придел. После постройки князем Пожарским в Москве Казанского собора, Казанская икона Божией Матери по рекомендации Патриарха Филарета была передана князем в 1633 году Казанскому собору.

Казанская церковь в селе Юрино была построена Д. М. Пожарским вначале как домашняя церковь, а после обоснования княжеской семьи в боярской усадьбе в селе Вершилове она стала использоваться как кладбищенская церковь-часовня. Впервые Казанская церковь была описана архимандритом Макарием в 1857 году [31]. Он привёл в описании церкви и рисунок её фасада с западной стороны. Именно архимандрит Макарий впервые указал, что церковь была построена князем Пожарским. О том, что она была построена как домашняя церковь, говорит тот факт, что в перечне приходских церквей Балахниской десятины с 1628 по 1746 гг. эта церковь не значится [32]. В описании церкви архимандрит Макарий отмечал, что окна в ней волоковые, с задвижными ставнями, «…из них два в алтаре, т. е. у жертвенника на правой стороне, два в трапезе, с правой же стороны» (если смотреть на западный фасад — прим. авт.). Через 12 лет после архимандрита Макария Казанскую церковь вновь описал академик архитектуры Л. В. Даль [33]. Он отметил такую её особенность: «В юринской церкви хранится один детский надгробный камень; он, по работе, допетровских времён; в чрезвычайно малограмотной надписи на нём значится, что тут похоронен лета 7149 (1641) Неофед Тарасьева сын; следовательно, церковь в этом месте тогда уже существовала» (при жизни Д. М. Пожарского — прим. авт.).

Ещё через 18 лет (в мае 1887 года) Юрино посетил нижегородский краевед, будущий председатель Нижегородской губернской архивной комиссии (избран 17 октября 1887 года) а. С. Гациский. В отчёте о поездке он отметил, что в 1878 году церковь была значительно обновлена местными мужиками. Вот его описание церкви: «Всего окон (по-прежнему — волоковых) в церкви четыре: два маленьких справа от паперти и два крошечных в алтаре. Внутренний вид церкви напоминает скорее заброшенную часовню, а не церковь или, говоря проще, — темный, пыльный, заброшенный сарайчик с небольшим количеством деревянных икон на полках. Надгробный камень, о котором говорит Л. В. Даль, цел…» [34].

Замечательно, что Казанская церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенная. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX века, их сделали только два, а не четыре, и не волоковые.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Казанская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда не значится.

Церковь Преображения Господня в селе Юрино

В Юрино была ещё одна церковь, построенная до рождения Д. М. Пожарского — Преображения Господня, деревянная, однопрестольная. По нашему мнению, первоначально церковь была построена предками князя при основании княжеской усадьбы в конце XIV — начале XV веков. После строительства Казанской церкви Пожарский перестроил и сильно обветшавшую Преображенскую церковь, пристроив к ней ещё два придела — Никольский и Макарьевский. В церкви Воскресения Христова села Бурцево ещё в середине XIX века хранилось Евангелие, напечатанное в восьмой год царствования царя Алексея Михайловича и перенесённое в Бурцево из Преображенской церкви после её упразднения, где на титульном листе была надпись: «сия книга, глаголемая Тетроевангелие, печатанное в дест на бумаге, положили Жарской волости Балахонскаго уезда села Юрина крестьяне Грибоедова Павел да Михайло в дом Боголепное Преображение, чудотворца Николая и чудотворца Макария» [35]. Точно неизвестно, когда церковь была упразднена. Последнее упоминание о ней в материалах Балахнинской десятины относится к 1746 году. После перестройки Преображенской церкви она была освящена, что следует из записи за 1636–1638 гг. в сведениях о приходских церквях Балахнинской десятины: «Новоприбылая въ 144–146 г. ц-вь Преображения Спасово во Жарской волости въ селе Юринове дани 25 алт. десятильничихъ и заезда 5 алт.» [36]. До наших дней церковь не сохранилась.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Преображенская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда уже не значится.

Церковь Воскресения Христова в селе Бурцево

Недалеко от села Юрино, в шести километрах на восток, расположено село Бурцево, где до настоящего времени сохранилась церковь Воскресения Христова, каменная, двухпрестольная, с пристроенной с западной стороны колокольней. Вот как сказано об этой церкви в адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год: «село Бурцево, церковь деревянная, в честь Воскресения Христова, построена в 1780 г., двухпрестольная». Сведения эти не совсем точны, так как в перечне приходских церквей Балахнинской десятины за 1652 год эта церковь значится как новоприбыльная, т. е. уже построенная. Еще указано, что, кроме основного престола в честь Воскресения Христова, имеется ещё два — в честь святого пророка Ильи и в честь святых отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев: «Ц-вь Воскресения Христово да в приделе св. прор. Ильи да пр. о. Зосимы и Саватея Соловецкихъ чуд. в Жарской волости в селе Бурцове дани 25 алт. 5 д. десятильничих и заезда гривн» [37].

Поскольку Жарская волость была родовой вотчиной князей Пожарских, то после смерти Д. М. Пожарского в 1642 году и его сына Петра в 1647 года она, в том числе и село Бурцево, перешли в наследственное владение младшему сыну князя, Ивану Дмитриевичу Пожарскому. Последний из князей Пожарских, внук Д. М. Пожарского князь Юрий Иванович Пожарский умер в 1682 году, не оставив наследника [38]. Поэтому, когда в 1692 году церковь Воскресения Христова сгорела, уже новый владелец села Бурцево стольник Иван Васильевич Волжинский заново отстроил Воскресенскую церковь с этими же приделами и она была вновь освящена в мае 1707 года [39]. При этом придел во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, был построен тёплым.

Из описания Воскресенской церкви архимандритом Макарием в его «Памятниках церковных древностей» следует, что церковь построена при царе Петре Алексеевиче и престолов в ней два: холодный во имя Воскресения Христова и тёплый Зосимо-Савватиевский [40]. В описании на рисунке приведён вид фасада церкви с северной стороны. Когда церковь была построена каменной, неизвестно. Можно только отметить большое сходство фасада каменной церкви с северной стороны с фасадом деревянной церкви, изображённом в книге архимандрита Макария. Воскресенская церковь в селе Бурцево достаточно хорошо сохранилась, но сейчас она не действует и требует ремонтно-восстановительных работ.

Церковь в честь Сретения Господня в селе Кубенцево

Село Кубенцево Балахнинского уезда было восточной окраиной нижегородских владений князя Д. М. Пожарского. Здесь он строит церковь в честь Сретения Господня как память о своём родовом княжеском подворье в Москве, расположенном поблизости от древнего Сретенского монастыря. После смерти Дмитрия Михайловича село Кубенцево переходит к его сыну, князю Ивану Дмитриевичу Пожарскому, который владел селом до своей кончины в феврале 1668 года. Ранее мы уже говорили о том, что Иван Дмитриевич с 1647 по 1654 гг. достраивал Спасо-Преображенскую церковь Макарьевского монастыря. Одновременно он достраивает и Сретенскую церковь в Кубенцеве, построив ещё два новых придела. Церковь становится трёхпрестольной. Об этом говорит запись в перечне приходских церквей Балахнинской десятины: «п. 30. 155 г. (1647 год — прим. авт.) Сретения Господня в вотчине стольника князя Ивана Дмитриевича Пожарскаго въ селе Кубанцове дани 16 алт. 4 д. десятильничихъ и заезда гривна. 162 г. (1654 год — прим. автора) 2 р. 25 алт. 4 д.» [43]. Из записи видно, что с однопрестольной церкви собирали дани 56 копеек (в переводе на современные деньги), а когда церковь стала трёхпрестольной, сбор составил уже 2 рубля 83 копейки, т. е. в 5 раз больше.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год о Кубенцевской церкви сказано следующее: «Церковь каменная, в честь сретения Господня, построена в 1807 году, трёхпрестольная».

В конце 30-х годов XX века Сретенская церковь была закрыта по приказу властей, но в годы Великой Отечественной войны она вновь была открыта для верующих и действует по настоящее время.

Церковь в честь Николая Чудотворца в селе Суховатово

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год о церкви в селе Суховатово говорится как о деревянной, двухпрестольной, построенной в 1798 году в честь Рождества Христова. В то же время в сведениях о приходских церквях Балахнинской десятины сказано, что: «19) Николы чудотворца в Жарех дани 2 р. 6 алт. с деньгою десятилничих и заезда 7 алт.(запись за 1628 год — прим. авт.).162 г. (1654 год — прим. авт.)— 6 р. 20 алт. 2 д., отмечено впредь писать Рождество Христово, а в приделе Николая чуд., в суковатом погосте; 196 г. (1688 год —прим. автора)— 3 р. 10 алт. 4 д.; 1746 г.— 3 р. 72 коп.» [42].

Из записи видно, что первоначально церковь была построена как Никольская, однопрестольная, в честь святителя Николая Мирликийского. К 1654 году церковь перестраивают и освящают в честь Рождества Христова, а Никольский престол становится придельным.О том, что церковь стала двухпрестольной, говорит и увеличившийся в 3 раза к 1654 году сбор дани с церкви.

В Жарской волости Балахнинского уезда сотни лет бытует легенда о том, что Суховатовская церковь первоначально была построена князем Д. М. Пожарским. Суть этой легенды заключается в следующем (пересказ в 1887 году местного крестьянина Петра Даниловича Дружкина): «…в четырёх верстах от кургана (курган Шихан на Рыловой горе — прим. авт.) село Суковатово, приход Николы Чудотворца, у простонародия называется просто село Никола Суковатый. А почему называется Никола Суковатый?— спросил я своего приятеля.— А вот почему называется Никола Суковатый: когда князь Пожарский собирал с Кузьмою Мининым ополченцев на поляков и проходил мимо этого места, где теперь церковь; тут стояла огромная суковатая сосна; князь, увидав эту сосну: если мне, говорит, поможет Никола Чудотворец победить скверного поляка, то на сем месте сострою церковь во имя Николы Чудотворца…» [43].

В этой легенде есть известная логика. Действительно, в конце октября 1611 года князь Пожарский по зову нижегородцев ехал из Юрино в Нижний Новгород мимо нынешнего местечка Суховатово и мог дать обет построить здесь церковь в честь Николая Чудотворца, самого почитаемого в то время на Руси святого. Зададим себе вопрос: а кто перестроил церковь к 1654 году? Нет сомнения, что это сделал младший сын князя, Иван Дмитриевич, кому по наследству и перешла родовая Жарская волость в1647 году после смерти его брата Петра. В списке населённых мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 года значится погост Суховатов с церковью и пятью дворами, в которых проживало 19 жителей. Рядом с погостом значилась деревня Замятино с тридцатью дворами и 170 жителями, которые и составляли основную массу прихожан Суховатовской церкви.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год о церкви Рождества Христова в селе Суховатово сказано следующее: «Церковь деревянная, в честь Рождества Христова, построена в 1807 г., двухпрестольная».

В настоящее время ни погоста Суховатов, ни церкви Рождества Христова не существует. На ее месте местными жителями поставлен в 2004 году поклонный крест.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Милино и Казанская церковь в селе Михайловском

Ещё две церкви были построены князем Пожарским на его нижегородских вотчинных землях и открыты в 1654 году уже после его смерти: в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (Милино) и в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Михайловском [44].

Эти сёла после смерти князя были переданы царем Михаилом Федоровичем в поместном владение второй жене Д. М. Пожарского Феодоре Андреевне, после смерти которой в 1651 году все её поместные земли в Пурецкой волости перешли в ведение Поместного приказа и были розданы в 1653–1654 гг. «в роздачю» служилым дворянам. Село Покровское было передано в вотчинное владение думному дворянину Федору Кузьмичу Елизарову, а село Михайловское — в поместное владение стольнику Василию Яковлевичу Голохвастову [45].

Совершенно очевидно, что за столь короткий срок новые владельцы не смогли бы построить в полученных ими селах упомянутые церкви. Вызывает большое сомнение и то, что эти церкви могли быть построены помещицей Ф. А. Пожарской, так как это противоречило бы обычаям того времени. Значит, остаётся одно: обе церкви были построены князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, но он не успел при жизни ввести их в действие.

Покровская церковь в селе Милино первоначально была построена деревянной, однопрестольной. В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Покровская церковь значится как деревянная, но уже двухпрестольная, построенная в 1780 году. В описи церковного имущества за 1926 год Васильковского (ныне Чкаловского — прим. авт.) райисполкома в Покровской церкви указаны три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь св. великомученика Георгия и в честь св. Николая Чудотворца. В настоящее время церковь сильно разрушена.

Казанская церковь в селе Михайловском первоначально была построена двухпрестольной: главный престол — в честь Казанской иконы Божией Матери, придельный — в честь св. Николая Чудотворца. В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Казанская церковь значится как деревянная, однопрестольная, построенная в 1795 году. Отдельно указан каменный Никольский храм. В настоящее время оба храма полностью разрушены.

Примечания.

1. Жарская волость — родовая волость князей Пожарских с конца XIV до конца XVII веков в Нижегородском, а затем в Балахонском уездах. Располагалась юго-западнее г. Балахны между поймой реки Оки и Балахной на суходоле среди болот. В состав Жарской волости входило около тридцати сёл и деревень. В XVIII веке при введении в Нижегородском уезде наместничества, центром волости стало село Бурцево и она получила название Бурцевской.

2. Пурецкая волость — волость в Стрелецком (позднее Березопольском) стане Нижегородского уезда. Тянулась полосой с запада на восток от слободки Холуй Суздальского уезда до села Кубинцево Балахонского уезда. На севере граничила с Белогородскою волостью, на юге — с Жарской, на западе — с Суздальским уездом, на востоке — с Балахонским уездом.

3. Романов Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых. Избран на престол 21 февраля 1613 года Земским Собором. Его бабка, Евдокия Борисовна, из рода великих князей Суздальско-Нижегородских (ветвь от князя Ивана Васильевича Горбатова, правнука великого князя Дмитрия Константиновича), вышла замуж за Никиту Романовича Захарьина, влиятельного боярина царя Ивана Грозного. Родная сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, была первой и самой любимой женой Ивана Грозного и матерью последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Ивановича. Следовательно, царь Михаил Фёдорович Романов — двоюродный племянник царя Федора Ивановича; Храмцовский Н. И. История и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, 1998. С. 536; Нижегородские губернские ведомости. 1845. № 10.

4. 1642 г. мая. Выпись в доклад о вотчинах и поместьях кн. Д. М. Пожарского // Отечественная история. 2000. № 1. С. 156–157. Четь — примерно 0,5 гектара.

5. Там же.

6. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Сочинение Сергея Смирнова. М., 1852. С. 132–133.

7. Писцовая опись нижегородских владений Д. М. Пожарского 1621–1624 годов // РГаДа. Ф. 1209. Д. 293. Л. 1026 — 1080. об; Нижегородский край: Хрестоматия: История в документах с древнейших времён до 1917 года. Арзамас, 2001. С. 58.

8. Записка о древностях Спасо-Преображенской церкви в селе Пурих Балахнинскаго уезда, бывшей вотчине князя Д. М. Пожарскаго (доставлено преосвященным Иаковом, епископом Нижегородским и Арзамасским) // Нижегородские губернские ведомости. 1847. № 25. С. 94.

9. Савельева О. К. Постройка Д. М. Пожарского в Пурехе // Архитектурное наследство. 1984. № 32. С. 227.

10. По разделу вотчинных и по местных земель Д. М. Пожарского после его смерти 20 апреля 1642 года (по старому стилю) царь Михаил Федорович Романов распорядился следующим образом: «…старинные и выслуженные вотчины боярина князя Дмитрея Михайловича Пожарскаго детем ево князю Петру да князю Ивану, да им же отдать их данные поместья, а жене ево боярыне княгине Федоре мужа ее Ряское и Серпейское поместья» (цит. по: Отечественная история. 2000. № 1. С. 157). В 1647 году произошел второй раздел вотчинных и поместных земель князя Д. М. Пожарского, в частности, в Пурецкой волости, уже по указу нового царя, Алексея Михайловича Романова (см. об этом: Нижний Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961. С. 103). По новому разделу «…во 155-м году (1647 год — прим. авт.) по государеву указу роздана та Пурецкая волость в роздачю, а им-де ис той волости выделено в поместье княгини Федоре- на триста на дватцать чети, а князю Ивану в вотчину на пятьсот чети, а княгини Марфе з дочерью в вотчину ж на пятьсот же чети…» (княгиня Марфа и дочь Анна: жена и дочь умершего в 1647 году князя Петра Дмитриевича Пожарского — прим. автора).

11. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 28.

12. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Нижний Новгород, 1999. С. 513.

13. Труды Нижегородской губернской архивной комиссии. Нижний Новгород, 1912. Т. XI. С. 534–535.

14. Репнин Аникита Иванович (1668 — 1726) — военный деятель, сподвижник Петра Первого. Происходил из старинного княжеского рода. В Полтавской битве в 1709 году командовал центром армии и был удостоен ордена Андрея Первозванного. В мае 1725 был произведен в генерал-фельдмаршалы по случаю коронования Екатерины I (см.: Русский биографический словарь под редакцией А. А. Половцова. — М., 1911. Т. 18. С. 74–82).

15. Шматов В. Е. Пурехъ. — Киров, 2004. С. 94–96.

16. Яковлев Л. П. Древности Российскаго государства: Дополнение к III Отделению. Русские старинные знамена. М., 1865. II. С. 36–37.

17. Записка о древностях Спасо-Преображенской церкви в селе Пурих, Балахнинскаго Уезда, бывшей вотчине князя Д.М. Пожарскаго (доставлено преосвященным Иаковом, епископом Нижегородским и Арзамасским) // Нижегородские губернские ведомости, 1847, № 24. С. 95–96.

18. Шматов В. Е., Варэс Л. Н. Животворящий Крест Господень (из Спасо-Преображенской церкви села Пурех) // Нижегородская cтарина. 2006. вып. 12. С. 33–38.

19. Савельева О. К. Постройка Д. М. Пожарского в Пурехе // Архитектурное наследство. М., 1984. № 32. С. 226.

20. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. — М., 1903. С. 25, п. 21.

21. Семён Романович Пожарский — князь, стольник в 1635 году, окольничий в 1653 году; племянник Д. М. Пожарского в пятом колене; сын Романа Петровича Пожарского (Перелыги), брата Д. М. Пожарского в четвёртом колене; внук Петра Тимофеевича Пожарского (Щепы), объезжего головы в Москве в 1597–1599 гг., воеводы в Уржуме в 1600 году (см.: Русский биографический словарь под редакцией А. А. Половцова. М. 1896. Т. 17. С. 253–255).

22. Писцовая опись Нижегородских владений Д. М. Пожарского 1621–1624 годов // Нижегородский край: Хрестоматия: История в документах с древнейших времён до 1917 года. Арзамас, 2001. С. 58. (РГаДа. Ф. 1209. Д. 293. Л. 1026 — 1080 об.).

23. Там же. С. 55–56.

24. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. — М., 1903. С. 25, п. 20.

25. Писцовая опись Нижегородских владений Д. М. Пожарского 1621–1624 годов // Нижегородский край: Хрестоматия: История в документах с древнейших времён до 1917 года — Арзамас, 2001. С. 56–57. (РГаДа. Ф. 1209. Д. 293. Л.1026 — 1080 об.)

26. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Выпуск 11-й. Заседание 22 октября 1891 года // Труды НГУаК. Том 1. — Нижний Новгород, 1891. С. 511.

27. Гациский А. С. Нижегородский летописец. — Нижний Новгород, 2001. С. 424–438.

28. Писцовая опись Нижегородских владений Д. М. Пожарского 1621–1624 годов // Нижегородский край: Хрестоматия: История в документах с древнейших времён до 1917года).— Арзамас, 2001. С. 54–55. (РГаДа. Ф. 1209. Д. 293. Л. 1026 — 1080 об.)

29. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. — М., 1903. С. 25, п. 20.

30. Малиновский а. Ф. Обозрение Москвы / Cост. С. Р. Долгова. — М., 1992. С. 88 — 89.

31. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей Нижегородской губернии. СПб., 1857. С. 318–320.

32. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903.

33. Журнал Нижегородского статистического комитета. — Нижний Новгород, 1869. С. 317–319.

34. Гациский А. С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001. С. 426–427.

35. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Нижний Новгород, 1999. С. 480.

36. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 27, п. 27.

37. Там же. С. 28, п. 31.

38. Савёлов Л. М. Князья Пожарские — М., 1906. 88 с.

39. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 28–29.

40. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей — Нижний Новгород, 1999. С. 478–479.

41. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 28, п. 30.

42. Там же. С. 25, п. 19.

43. Гациский А. С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001. С. 437.

44. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли // Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 29, п. 33 — 34.

45. Там же.

Статья опубликована в 2010 г. в журнале ″Нижегородская СТАРИНА″, выпуск 23-24. Оригинал статьи можно посмотреть здесь.

 


Опубликовано на сайте - 23.01.11

« Суздальско-Нижегородские великие князья и их родословие. Часть I  | В начало |  Суздальско-Нижегородские великие князья и их родословие. Часть II »


Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS