Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« Спасо-Преображенский храм села Пурех и Пуреховский краеведческий музей - как единый музейный комплекс  | В начало |  Князь Пожарский – человек высокой веры, чести и долга »


Икона Казанской Божией Матери

В.Е.Шматов

Казанская икона Божией Матери

Огромную роль в деле освобождения Москвы и России от литовско-польских захватчиков в октябре 1612 года сыграло появление в рядах нижегородского ополчения Казанской иконы Божией Матери.

Читаем в книге известного архивиста XVIII-XIX в. Малиновского «Обозрение Москвы», написанной им в 20-х годах XIX века: «В то время, как поляки владели Москвою, прислан был из Казани к предпринимавшему изгнать из столицы (поляков - авт.) боярину князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому чудотворный образ Казанской богородицы. Само шествие сей славной иконы полезно уже было для россиян, ибо возвещало на расстояние осьмисот верст всеобщее вооружение против врагов отечества. Князь Трубецкой, продержав её в лагере своём до зимы (1611-1612г.-авт), отпустил обратно в Казань. Икона сия, провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твёрдым упованием успеха. Всё воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий образ остановлен в Ярославле, а список (копия - авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань. По взятии Кремля, когда освятили разграбленную и опустошенную поляками приходскую князя Пожарского церковь Введения пресвятой богородицы на Сретенской улице, то и поставил он в ней настоящую икону Казанскую. Священники сего храма возвестили царю Михаило Федоровичу и матери его инокине Марфе Иоанновне о чудесах, бывших от сего образа во время боя с гетманом Хоткевичем и при взятии Москвы, а государь, являя своё благочестие, уставил два празднества с крестным ходом в честь спасительной иконе: июля в 8-ой день явления её в Казани и 22 октября в память изгнания из Москвы поляков.

Возвратившийся из польского плена (в 1619 году - авт.), родитель государев Филарет Никитич (митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Московский и всея Руси - авт.) убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоцветной утварью, а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года. Чудотворная икона для крестных ходов поставлена была в сем новом храме, а до того времени ходили с крестами в церковь Введения на Сретенскую улицу, тогда Опасовичами, а ныне Лубянкою называемою».

Здесь следует отметить, что душою народного восстания в 1611-1612г.г. против иноземных захватчиков был патриарх Московский и всея Руси Гермоген. По его указу и была направлена Казанская икона Божьей Матери из Казани князю Трубецкому во время похода первого ополчения на Москву в 1611 году. А затем, как уже говорилось, эта икона (а не список с неё) была передана в Ярославле князю Пожарскому уже после мученической смерти Гермогена 17 февраля 1612 года в темнице Чудова монастыря. Интересен и тот факт, что и обретена Казанская икона Божией Матери была в присутствии Гермогена 8 июля 1579 года в Казани. Об этом событии есть рукопись самого Гермогена, составленная им в 1594 году и опубликованная в книге архимандрита Макария «Памятники церковных древностей», Н.Новгород., 1999.

П.И. Мельников, редактор «Нижегородских губернских ведомостей» в середине XIX века, писал в статье «Замечания на записку о древностях села Пуриха» («Нижегородские губернские ведомости», № 26, 1847): «Кончилась война – князь Д.М. Пожарский строитъ въ Москве Казанскую церковь въ память избавления России отъ Поляковъ, а княгиня Прасковья Варфоломеевна, его супруга, вышиваетъ сама икону Казанской Богородицы и ставитъ ея въ монастыре (в Спасо-Преображенской церкви - авт) въ Пурихъ…». Такая икона в Спасо-Преображенской церкви действительно существовала. О ней писал и священник этой церкви Иоанн Лебединский в своей статье «Село Пурехъ съ его приходскими деревнями», опубликованной в «Нижегородском сборнике» т. II, Н.-Н.,1869. Сейчас этой иконы, как и всех других существовавших тогда реликвий, в Спасо-Преображенской церкви нет. И сохранилась ли эта икона где-то, неизвестно.

Статья опубликована 23 ноября 2004 года в газете ″ЗНАМЯ″ Чкаловского района Нижегородской области.

Опубликовано на сайте - 25.01.11

« Спасо-Преображенский храм села Пурех и Пуреховский краеведческий музей - как единый музейный комплекс  | В начало |  Князь Пожарский – человек высокой веры, чести и долга »


Комментарии




Нет комментариев






Новое сообщение

Имя*:
 
* Поля обязательные к заполнению
Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS