Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« О празднике «День народного единства» и некоторых страницах из жизни князя Д.М. Пожарского  | В начало |  Великая дата России »


Герой нашего Отечества

Приближается государственный праздник «День народного единства». Он отмечается 4 ноября в честь освобождения в 1612 году нашей Родины от литовско-польских захватчиков. Остановило и разгромило нашествие иноземцев народное ополчение, в которое вошли представители всех сословий Российского государства. Возглавили же ополчение нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


Благодарные граждане России стремились увековечить имена спасителей нашего Отечества: в 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник героям-освободителям; в 1860-х годах над могилой Кузьмы Минина внутри Нижегородского Преображенского кафедрального собора по проекту архитектора Л. В. Даля поставили шатровую часовню-сень; в 1885 году в Суздале в Спасо-Ефимьевом монастыре над захоронением князей Пожарских открыли памятник-часовню Д.М. Пожарскому. Однако в 30-х годах ХХ века два последних памятника властями были уничтожены, да и имена Минина и Пожарского в последующие годы упоминались всё реже и реже. И только с началом перестройки тема российского патриотизма зазвучала заново, их великие имена вернули из небытия. Опять стал востребованным интерес к отечественной истории.

После венчания на царство в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова наши народные герои были осыпаны почестями и подарками. Кузьма Минин стал думным дворянином и получил от царя в вотчинное владение село Богородское с присёлками, деревнями и пустошами в Нижегородском уезде. Князь Пожарский был удостоен звания думного боярина и в том же Нижегородском уезде получил в вотчинное владение Пурецкую волость с многочисленными сёлами, деревнями и пустошами. После победы над поляками Минин недолго пробыл на государевой службе: он умер в марте 1616 года. Родовая ветвь Кузьмы Минина пресеклась со смертью его сына Нефёда. Пожарскому судьба благоволила. Все последующие годы жизни он успешно исполнял свои государственные обязанности и многочисленные поручения царя. В опале он никогда не был, государь всегда был к нему благосклонен и милостив. К концу своей жизни Д. М. Пожарский был одним из самых богатых сановников Русского государства. Умер он на 65 году жизни, что в те времена считалось преклонным возрастом. Смерть наступила 20 апреля (по старому стилю) 1642 года. Родовая ветвь князя Д. М. Пожарского пресеклась со смертью его внуков Семёна Ивановича и Юрия Ивановича Пожарских.

Рождение, жизнь и смерть Дмитрия Михайловича Пожарского преподнесли нам ряд неразгаданных загадок. Приведу несколько примеров.

Во-первых, нет каких-либо письменных и других источников, проливающих свет о месте рождении князя. Мнения историков здесь разделились: одни считают, что князь родился в Суздальском уезде в родовом имении князей Пожарских селе Мугреево, приводя в качестве одного из доказательств то, что князь и похоронен в Спасо-Евфимьевом монастыре г. Суздаля, хотя до настоящего времени этот факт окончательно не установлен. Другие называют Д. М. Пожарского московским князем, утверждая, что родился он в московском доме своего деда Фёдора Ивановича Пожарского. По версии третьих, Дмитрий Пожарский — нижегородский князь, и родился он в нижегородском имении князей в сельце Юрино Жарской волости.

Во-вторых, среди множества реликвий семьи Д.М. Пожарского, известных исследователям XIX века, есть медный колокол семи пудов весом, подаренный в 1640 году в Преображенскую церковь Преображенского Макарьевского монастыря, построенного князем Пожарским в 1615 году «собственным иждивением» на Петряевской пустоши (впоследствии село Пурех) Пурецкой волости. Сейчас этот колокол находится в историко-краеведческом музее г. Городца Нижегородской области. Надпись на колоколе гласит: «Лета 7149-го ноября в 14 день дал сей колокол в дом боголепнаго Преображения Господа нашего Иисуса Христа и преподобнаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца князь Василий Петрович в вотчину деда своего князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго, Нижегородскаго уезда в Пурецкую волость». Из надписи следует, что у сына Дмитрия Михайловича Петра был сын Василий. Однако ни в одном из известных на сегодняшний день письменных источников сыновья у Петра Дмитриевича не значатся, у него были только дочери Анна и Евдокия.

В-третьих, до настоящего времени среди исследователей идут споры, где лечился князь Д.М. Пожарский после того, как был тяжело ранен в марте 1611 года в Москве. Называют разные места: Мугреево, Нижний Ландех, Юрино и даже Пурех, хотя последнего в те времена ещё не существовало.

 В-четвёртых, почему-то историками была принята на веру дата рождения Д. М. Пожарского 1 ноября (старый стиль) 1578 года, предложенная известным генеалогом XIX–XX веков Л. М. Савёловым, хотя никаких обоснований достоверности этой даты Савёлов ни в одной из своих работ не приводил. Эта дата рождения князя зафиксирована в настоящее время во всех энциклопедиях и справочниках нашей страны, но в 2000 году в журнале «Отечественная история» (№ 1) был опубликован важнейший исторический документ, обнаруженный научными сотрудника- ми Российского государственного архива древних актов, — духовная грамота (завещание) князя Д.М. Пожарского. Из этого документа историко-генеалогическое сообщество узнало, что князь при рождении и крещении получил имя «Косма», и лишь несколько позже ему дали светское имя Дмитрий в честь великомученика Димитрия Солунского. Используя эти и уже ранее известные сведения, я взял на себя смелость уточнить дату рождения Д. М. Пожарского, и вот что у меня получилось.

Исследования Н. М. Кургановой, результаты которых приведены в её работе «Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля — Памятники культуры: новые открытия», показывают, что отец Д. М. Пожарского князь Михаил Фёдорович умер 23 августа 1587 года. Этот год его смерти подтверждается ввозной грамотой от 28 февраля 1588 года, данной его жене. Здесь же указан и возраст сына: «…князь Дмитрей десяти лет…». Этот же возраст Д. М. Пожарского упоминается и в работе А. Ф. Малиновского, первого биографа князя: «Отец его князь Михаил Фёдорович чрез семнадцать лет после женитьбы своей скончался, оставив вдовствующую княгиню с двумя сыновьями: князем Дмитрием десяти лет, князем Василием трёх лет и дочерью, княжною Дарьей, пятнадцати лет…». Сопоставив точно известную дату ухода из жизни отца Д. М. Пожарского (1587 г.) и возраст сына в то время (10 лет), легко рассчитать, что князь Д. М. Пожарский родился в 1577 году.

Уточним дату и месяц рождения князя. В Преображенском храме села Пурех Нижегородской губернии вплоть до его закрытия в 1937 году находилась древняя двусторонняя икона с образами бессребреника Космы и великомученика Димитрия Солунского, подаренная Д. М. Пожарским в построенный им Преображенский Макарьевский мужской монастырь. Князь очень чтил эту икону, потому что изображённые на ней святые были его покровителями. Итак, крестильное своё имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день памяти бессребреника Космы. Таких дней в году три: 1 июля, 17 октября и 1 ноября (старый стиль). Через несколько дней после крещения князь Пожарский получает светское имя в честь вмч. Димитрия Солунского, день памяти которого — 26 октября. Согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября. Следовательно, датой рождения Д. М. Пожарского следует считать 17 октября 1577 года, и в 2015 году 30 октября (новый стиль) исполняется 438 лет со дня его рождения.

Есть у меня своя версия и о месте рождения князя Д. М. Пожарского. Мне видится правомерным признать, что князья Пожарские были князьями Нижегородскими, но выходцами из рода князей Стародубско-Суздальских. Неслучайно, когда царь Иоанн Грозный в 1560-х годах для своей опричнины отобрал у князей Пожарских их земли в Суздальском уезде, то он сослал семью князя Фёдора Ивановича Пожарского именно на «низ»: сначала в Казань, а позднее в Нижегородский уезд, где у Пожарских в Жарской волости было родовое старинное имение. Более того, из писцовой и переписной книги XVII века по Нижнему Новгороду, изданной археографической комиссией в Санкт-Петербурге в 1896 году, следует, что по приезде на «низовские земли» князь Фёдор Иванович Пожарский построил два отдельных дома в Нижнем Новгороде. Первый дом — на улице «Почаинский мост»: «…двор с огородом и садом князь Федора княж Иванова сына Пожарского, а в нем живет дворник Кондрашко Семенов, старинное их место…». Второй дом князь Фёдор Иванович построил, вероятнее всего, для своего сына Михаила, когда женил его в 1571 году на Беклемешовой Евфросинии (Марии) Фёдоровне (в иночестве Евзникея). Об этом доме, построенном на улице, ведущей к Архангельскому собору, в указанном источнике сказано следующее: «…Да подле Дудинского подворья, идучи к Архангелу, на правой стороне дворы не тяглые: двор князя Федора княж Иванова сына Пожарского, а в нем живет дворник Осипко Ларионов, ярыжной…».

В этой связи напрашивается мысль: а не здесь ли, не в этом ли доме на Архангельской улице или же в родовом селе Юрино вблизи города Балахны родился в 1577 году один из спасителей Отечества — князь Дмитрий Михайлович Пожарский? Учитывая внутриполитическую обстановку на Руси в то время и жизненные обстоятельства семьи князя Фёдора Ивановича Пожарского и его сына Михаила, можно с большой степенью вероятности сказать: да, здесь, на Нижегородской земле и родился герой нашего Отечества. Сведения, изложенные в писцовой и переписной книге XVII века по Нижнему Новгороду, относятся к 1621–1622 годам. Из них известно и о третьем доме князей Пожарских — доме самого Д. М. Пожарского: «…двор боярина князя Дмитрея Михайловича Пожарского, а в нем живет дворник Степанко Васильев…». Значит, и Дмитрий Михайлович как нижегородский помещик имел в те годы собственный дом в Нижнем Новгороде.

Заканчивая статью, хочу отметить, что на сегодняшний день достоверно не известно и место смерти, а также захоронения освободителя Отечества. Хотя официально считается, что Д. М. Пожарский похоронен в фамильном склепе около Спасо-Евфимьего монастыря в г. Суздале, однако доказательных подтверждений, ни документальных, ни археологических, этому нет. Так что исследователям жизни князя Дмитрия Михайловича Пожарского есть ещё над чем работать. В дополнение к представленному материалу рекомендую посмотреть сайт www.d-pozharsky.ru, посвящённый Д.М. Пожарскому. 

Владимир Шматов, президент межрегионального общественно-патриотического Фонда «Отечество» им. Д.М. Пожарского

Статья опубликована в Вятском епархиальном вестнике, № 10 (336) октябрь 2015. Оригинал статьи можно посмотреть здесь.


Опубликовано на сайте - 01.11.15

« О празднике «День народного единства» и некоторых страницах из жизни князя Д.М. Пожарского  | В начало |  Великая дата России »


Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS